Косметические средства
 
Новости, полезные советы
Китайская косметика: натуральная и традиционная
Подобрать и купить для себя безопасную и эффективную восстанавливающую и лечебную косметику - дело не простое ...далее
Плацентарная серия, косметика "Секреты Лан"
Плацентарная серия Секреты Лан - косметика на основе вытяжки из овечьей плаценты устраняет саму причину старения ...далее
Серия кремов New Face
Тибетские рецепты, рецепты красоты и здоровья.
Простые рецепты красоты и здоровья древней восточной медицины  ...далее
Натуральные, растительные биологически активные средства китайской медицины и восточный подход к исцелению
Био-активные натуральные средства китайской медицины, а так же растительные и минеральные лечебные сборы, комплексы и добавки ...далее
Уход за руками
косметические средства и косметика для ухода за руками  ...далее
Парфюмерия и косметика. Исторический экскурс
Каждая цивилизация изобретала свои уникальные косметические средства, образы, стили и ароматы, но в целую науку косметологию эти слова и понятия сложились только к эпохе позднего Рима ...далее
Серия кремов Anti-Acne
В продаже новая серия кремов от угревой сыпи и рубцов. ...далее
Комментарии по сайту и товарам
Восточная косметика - как заказать и купить  ...далее
Новые поступления, новинки китайской косметики
новинки - китайская косметика с активными компонентами растительного происхождения ...далее
 

Парфюмерия и косметика. Исторический экскурс

       Косметика используется человечеством с незапамятных времен. Одно из первых литературных упоминаний о лицe с макияжем можно обнаружить в Ветхом Завете (Иезекииль 23:40). Первые признаки использования теней для век мы находим в египетских захоронениях начиная с 10000г.г.( до н.э.) Слово "cosmetae" было впервые использовано для описания обязанностей римских рабов, функцией которых было купать мужчин и женщин в парфюмерных составах, которые широко стали использоваться уже во времена ранней республики.
       В дальнейшем каждая последующая цивилизация изобретала уникальные слова и понятия, которые касались косметики и ароматов, но в целую науку косметологию эти слова и понятия сложились только к эпохе позднего Рима. Антропологи предполагают, что первобытные парфюмеры начинали свои занятия косметикой и парфюмерией с диких растений и смол. Изначально несложные составы и композиции использовались для изготовления благовоний. Душистые растения смешивались с животными жирами и растительными маслами для проведения торжественных ритуалов и просто для удовольствия. С 7000 по 4000г.г. (до н.э.), жирные масла оливкового и кунжутного свойства были объединены с ароматными растениями для создания оригинальных ароматических мазей.
       Когда в раннем Египте еще только начинала зарождаться письменность и архитектура (примерно 3000 до н.э), египтяне уже импортировали в больших объемах смирну. В записях торговых документов раннего Египта упоминаются специи, смолы и другие ароматные растения, которые использовались в основном в религиозных целях.

       Примерно начиная с 10000 г. до н.э., мужчины и женщины использовали ароматические масла и благовония, чтобы очистить и смягчить кожу, также удалить неприятные запахи. Примерно тогда же начинают свою историю и первые маски для тела. Красители и краски, получаемые из растений и минералов использовались для нанесения на кожу, тело и волосы. Наши далекие предки подкрашивали хной губы, щеки и ногти, чуть позже люди догадались подкрашивать себе глаза и брови. Таким образом, человечество начинает использовать для косметических целей до сих пор применяемую в косметологии сурьму, мелко дробленые орехи, пудру свинца и медной руды, минералы в многочисленных комбинациях. Считалось, что если подвести сурьмой глаза, может вернуться хорошее зрение и могут уйти глазные инфекции. Хранили сурьму в небольших глиняных баночках с плоскими крышками. Косметика были неотъемлемой частью египетской гигиены и здоровья. Масла и кремы использовались для защиты от горячего египетского солнца и сухого ветра. Особое распространение в Египте получили такие растения и косметические масла как мирра, тимьян, майоран, ромашка, лаванда, лилия, мята, розмарин, кедр, роза, алоэ, масло оливковое, кунжутное и миндальное. Все эти компоненты использовались для приготовления косметических или ароматических композиций которые в свою очередь использовались для проведения религиозных ритуалов , бальзамирования умерших а также и в повседневной жизни. Правда, надо уточнить, что ввиду высокой стоимости косметики в Египте позволить себе ее использовать могли только состоятельные египтяне.
Примерно в то же самое время люди научились добывать из глины охру. Чуть позже входит в моду хна. Хной пользовались и женщины и мужчины. Эти краски использовались для окрашивания волос, ногтей и тела. Женщины хранили свою косметику в специальных глиняных баночках, а сами баночки аккуратно складывали в деревянные шкатулки, которые хранили, как правило, в темных, сухих местах. Стало модным использовать ежедневно душистые мази. Скоро начинают появляться и настоящие парфюмерные композиции из масел, предназначенные именно для использования на коже , чтобы предотвратить ее высыхание в суровых климатических условиях. На торжественных церемониях, слуги, обходя гостей, натирали им лица специальными парфюмерными композициями. Масла в этих композициях имели специальный охлаждающий эффект, стекали по лицу увлажняя кожные покровы. Спустя каких-то 200-300 лет, почти каждый человек в Египте (исключая конечно рабов), независимо от возраста и пола, а также социального положения носил макияж и пользовался «парфюмом». Широкое применение косметики повлекло за собой стремительное развитие изготовления зеркал. Если поначалу люди довольствовались своим отражением в воде, теперь они хотели наносить косметику и макияж, любуясь на себя в зеркало. Очень быстро появляются и входят в моду первые полированные медные и серебряные зеркала. Надо сказать, что, не смотря на повсеместное распространение в Египте косметики и парфюмерии, все же она долгое время оставалась довольно дорогим удовольствием из-за редкости и дороговизны большинства косметических и парфюмерных компонентов.

       Как и христианские гностики, китайские даосы считали, что добывая аромат из растения, они освобождают его душу. Как и греки, китайцы одним словом обозначали духи, благовония и душистые масла. Это слово было аромат. В древней китайской косметике широко начали использовать ароматы во времена династии Тан, примерно в седьмом веке нашей эры и продолжали их использование в плоть до конца династии Мин в семнадцатом веке. Их тела, ванны, одежды, дома и храмы были богато надушены, их чернила, и бумага тоже источали приятные запахи, также к себе в одежды китайцы клали специальные пакетики с душистыми веществами. Статуи Будд были также вырезаны из ароматного сандалового дерева. Одна из самых больших известных нам статуй Будды была вырезана из дерева камфары. Зрителей приходивших на какие-либо торжества или обряды забрасывали лепестками растений, в том числе цветками жасмина. Китай импортировал жасмин и кунжутное масло из Индии, из Персидского царства розовую воду, которую доставляли в Китай по великому шелковому пути. Сохранились упоминания в торговых книгах о том, что Китай уже к началу Х века импортировал из Индонезии через Индию гвоздику, имбирь, мускатный орех и даже масло пачули. Известно, что в трактате медика Пен Цао, который был опубликован в Китае в 16 веке, было описано почти 2000 растений, а также впервые в нем содержался отдельный раздел, посвященный 20 эфирным маслам. Жасмин использовался в качестве общеукрепляющего средства, для улучшения пищеварения, лечения печени и крови; цветками ромашки лечили головные боли, головокружение и простуды; имбирь использовался для лечения кашля и малярии.

       В Японии использование благовоний и ароматических веществ превращается в высокое искусство примерно к 500 году до н.э., к этому времени японцы достигли совершенства в процессе дистилляции. К 4-6-вв, сухой ладан начинают смешивать со сливой, морскими водорослями, углем и солью, прессовать в конусы, спирали или буквы, а затем сжигать в специальных курительницах, вознося молитвы Богам. Тогда же в Японии открываются первые специальные школы, где учат искусству приготовления ароматов и благовоний. Ученики узнавали, как правильно изготавливать и возжигать благовония и торжественно выполнять ритуалы с этим связанные. Для правильного курения благовоний были даже изобретены специальные часы (медный шар) который по истечении определенного времени выпадал из курительницы и почти сразу с этим менялся аромат благовоний, поскольку этот шарик закрывал отверстие, под которое клались другие благовония. Гейши рассчитывали стоимость своих услуг в соответствии с количеством ароматных палочек, которые были сожжены.

       Известно, что по легенде кто-то из учеников одной из школ продал часть секретных растений заезжим купцам, которые в свою очередь затем продали их грекам. Вот таким долгим кружным путем саженцы этих растений попали в Грецию и были высажены в Афинском ботаническом саду.

       Спустя несколько столетий уже в Римской империи женщинам также перестало хватать только лишь нарядов, обуви и причесок. Женщины все более стремились подчеркнуть свою красоту, утонченность, цвет кожи и разрез глаз. Мода требовала больших усилий и множества мелких уловок. Кожа у девушки должна была быть обязательно молочного цвета, и для этой цели существовало немалое количество отбеливающих помад и мазей, подобно мази приготовленной на основе экскрементов крокодила, или свинцовым белилам, полученным из остаточных материалов расплавленного родосского свинца. Женщине лишь оставалось избегать попадания на кожу прямых солнечных лучей, из-за воздействия которых белила закипели бы прямо на теле. Воздействие солнца не влияло пагубно на смешанный с кислотой мел, но ливень обращал эту смесь в бегущие потоки грязи, показывая остальным признаки преждевременного старения. Желая сохранить свежий цвет лица, и борясь с появлением морщин, женщины пользовались всевозможными чудодейственными мазями и припарками на ночь.

       Эпоха правления императора Октавиана Августа принесла женщинам очередную новацию в косметическом деле, люди пришли к выводу, что молоко ослиц омолаживает тело и особенно кожу. За женой Нерона – Поппеей всегда шествовал эскорт из 500 ослиц. Каждый день императрица принимала ванны в молоке ослиц. И практически мгновенно на всей территории обширной римской империи входит в моду если не купаться, то умывать лицо молоком ослиц.

       Теперь немного об ароматах. К чему было наносить себе дорогостоящий макияж, красиво одеваться и делать прическу, выщипывать волосы на ногах, если под мышками сохранялся невыветриваемый козлиный запах (Овидий «Наука любви»). Об этой проблеме много писали весь период существования Римской империи. Но особенно серьезно к правилам гигиены и борьбой с потоотделением стали относиться с проникновением в Рим греческой культуры. Во избежание неприятного запаха во рту, римляне подобно французским дворянам 18 столетия сосали гвоздичные леденцы или жевали ароматические смолы. Что до духов и парфюмерных композиций то на них спрос в Риме был огромен со времен первых контактов римлян с восточными странами. Такое «помешательство», привело к тому, что в 189г.н.э., цензоры приняли закон о запрещении пользования духами, так как восточный мир был для них синонимом распущенности и упадка (Плиний, «Естественная история» ХШ, 25)

       Пик увлечения пользования духами пришелся на начальную эпоху Римской империи. Уже во времена Плавта восточные благовония заполонили высшее общество. Варьировались, география мест, откуда был завезен тот или иной аромат, и престиж тех или иных духов в зависимости от их качества и степени модности. Так, коринфский ирис в условиях жесткой конкуренции сдал позиции ирису фиванскому. Мода на колхидские розы сменилась модой на розы неаполитанские. Лидером продаж среди римлянок были духи из сицилийского шафрана, затем из шафрана родосского или из цветущей кипрской виноградной лозы, или из косийского майорана, или пришедшей майорану на смену коссийской айве.

       Все эти ароматы не были похожи на те, что известны в наши дни. Чаще по своей консистенции духи были более густыми и обладали большей плотностью, так как к источнику запаха добавляли растительное масло, смолы, растительный клей. Чем гуще было применяемое масло, тем дольше держался желаемый аромат, так что качественными духами скорее натирались, чем душились. Нужно еще учесть, что большинство ингредиентов для их изготовления, добывалось за исключением роз, масел и вина, не в Италии. Именно этим фактором объясняется дороговизна духов и колебания цен на них. Даже для самых непритязательных духов ингредиенты приходилось везти из Александрии. По мнению римлян, в том числе и Плиния, духи являлись высшей роскошью благодаря их неуловимой сущности, улетучивающейся и ничего за собой не оставляющей. Такое отношение к духам и ароматам было крайне выгодно римским парфюмерам, таким как Космос Марциал. Известно, что такие баснословные богатства, которыми владели некоторые римские парфюмеры, не снились даже большинству из римских патрициев.

(Робер Жан-Ноэль, «Рождение роскоши», Древний Рим в погоне за модой. Изд. Новое литературное обозрение, М. 2004)

Составил: Амрахов З.С. Москва, 2010

 
 
Яндекс.Метрика